Как приучить детей читать или всё не как у людей.

Обновлено:

Как приучить детей читать? Этот вопрос был одним из ключевых в просмотренном мною видео. И знаете что? Я ещё раз поняла насколько индивидуален человек. Ведь мои родители делали всё, что было описано автором видео, так почему же читать я начала после двадцати лет, с подачи совершенно чужих людей? Впрочем, обо всём по порядку.

Первое, что рассказывают родители о книгах в моей жизни, это истории о том, что я находясь в совсем детском возрасте, выматывала маму, которая укладывая меня спать читая книги. Выматывала означает, что одной сказкой здесь не обходилось. А мама у меня человек не читающий. Прочитанные ею книги можно счесть по пальцам двух рук, да и вообще чаще всего они действуют на неё лучше любого снотворного. Засыпает она, по собственному признанию, на четырнадцатой странице. Ну и рассказы о детстве соответственно сопровождаются смехом, о том, как мелкая я плакала, теребила мать и кричала: "Иссё!", "Титаааай!". Смех продолжается тем, что папа добавляет, что так же мучил свою мать, мою бабушку. Да, папа читал всегда, но большая часть его выбора это историческая и приключенческая литература — Конан Дойль, Морис Дрюон, Фенимор Купер, Жуль Верн. Из наших писателей самым любим и перечитываемым является Балашов. Почему но? Потому что я ушла совсем в другом направлении.

Далее, я научилась читать сама, у меня было огромное количество детских книг. Тогда в них были очень красивые иллюстрации, напоминающие рисунки красками, может это они и были. Недавно выбирала детскую книжку в подарок, не понравились картинки, слишком яркие и неестественные. А те были идеальны. Позже папа отвёз мои детские тома в деревню, где бабушка их кому-то отдала. Не понимаю до сих пор не того, ни другого и кому они мешали? Очень жаль. Осталось, буквально, десять штук и упаси Будда кому-нибудь к ним подойти, даже сейчас

Потом началась школа и в какой-то момент пошли рекомендуемые списки чтения на лето. Рекомендуемые! Это, конечно не значит, что к ним не надо прикасаться, как делало большинство, для которых список заканчивался его написанием на последнем уроке. Но это не обязаловка, которую надо выполнить на все сто, не щадя себя.

А нас — меня и двоюродных сестру и брата отправляли на лето в деревню. А теперь представьте городского ребёнка в деревне. Он отдыхает от учёбы, вырывается из-под опеки родителей. Конечно, нам было не до чтения. мы ходили за земляникой в лес с местными, с ними же прыгали в ямы от добычи песка, купались в местном лесном болотце с лягушками и много ещё чего творили. Но папа решил, что мы, во что бы то не стало, должны прочитать весь список, заданный на лето. Приезжая после работы он с криками проверял чтение, как-то раз дело дошло до ремня. Конечно, кроме злости и обиды ничего не возникало. И книга воспринималась не как что-то волшебное и таинственное, а как навязываемое и неприятное, то, чего всеми силами надо избежать. Добавило неприятных ощущений, что с началом нового учебного года ни одной книги, из прочитанных силком, мы не проходили.

За весь школьный курс для меня были исключения, что я с удовольствием брала книгу в руки, но это были скорее исключения только подтверждавшие общие правила. Их было так мало, что и сейчас без труда назову эти книги.

  • Рей Бредберри — рассказы.
  • Фрэнсис Элиза Бёрнетт — Таинственный сад.
  • М. Булгаков — Мастер и Маргарита.
  • Гончаров — Обломов.
Здесь просто не могу не рассказать о знакомстве с этой книгой. Последняя наша учительница русского и литературы была, в целом, ничего, но, выражаясь сленговым языком, очень уж выпендрёжная. Легко отпускала фразы: "Ну, абзац" или "Я от этих бербер кипятком писаюсь."(Лицей!!!!) Так вот она, после десятого класса, диктуя рекомендованный список на одинадцатый говорила примерно следующее: "Ну вот есть одна книга, вам надо её прочитать. Фигня, конечно, но придётся. И вот такая нудь и он лежит...ужас". Я, как наивная девочка шестнадцати лет, решила — надо значит надо, взяла Обломова в самом начале лета и ….проглотила за два дня. Обещанной нуднятины я не увидела, а увидела очень яркий, живой язык Гончарова. Ну и не просто он лежал, это неправильная, ненужная и не приносящая ничего, кроме вреда самому автору оного, но всё же форма протеста. А любовная линия, закончившаяся разрывом, разве там нет эмоций, разве это скучно? В общем, когда пришло время проходить Обломова нам показали фильм, он мне тоже понравился, а когда на следующем уроке мы стали произведение разбирать и я сумела высказать своё мнение учительнице, то получила только четвёрку, хотя обычно активность на уроке гарантировала высшую оценку.

Ещё одной книгой, оказалось Преступление и наказание, Фёдора Михайловича Достоевского.

Потом школа закончилась, Лестех, где я начала учёбу по специальности Технология деревообработки к чтению не располагал и на этом можно было бы подытожить, что ни родители, ни школа с задачей приучить меня читать не справились

Папа пытался как-то ещё привлечь к чтению, даже подсунул, как будто забыл, роман Лимонова "Палач", но, даже к этой, "запретной" литературе тогда я интереса не проявила.

Прошло несколько лет. И произошло со мной то, чего никак уже произойти не должно было. Начали резко меняться музыкальные вкусы. Да, всё не как у людей. До, двадцати лет я слушала обычную, стандартную попсу, но как-то незаметно вдруг стал вплетаться рокопопс, потом музыка стала тяжелее, сложнее. Уже когда я дошла до уровня "Агата Кристи", "КиШ", "Кукрыниксы" "Аквариум" и др., то обратила внимание, что музыканты рассказывали много о чтении и мне стало любопытно. Нет, это не было они читают и я буду читать. Просто там не было правил, по которым надо оценивать произведение, не было криков, никто не пытался заставить. Были харизматичные персонажи крайне увлекательно рассказывавшие о книгах, как о других мирах, о чём-то, что больше привычного мира. И вот, спустя какое-то время, я чуть-по-чуть начала читать, всё дальше углубляясь, пробуя разных авторов от лёгких вроде Стивена Кинга и Толкина до русских и мировых классиков. Сейчас я так же продолжаю открывать для себя всё новые произведения, с удовольствием, хоть времени не всегда хватает. Иногда выручают аудиокниги, которые можно совмещать с ручным трудом вроде уборки или приготовления пищи.

Рассказывая эту историю знакомым я всегда шучу, что многие берут от рок-музыкантов дурные привычки, меня же рокеры приучили читать.

Возвращаясь к вопросу с которого началась история я хочу сказать, что в ролике были даны очень правильные советы, но, так или иначе смотрите по своим детям. Ведь каждого человека можно, что называется "передавить" или предложить не те книги которые увлекут именно его. Ведь то, что нравится вам не обязательно порадует ваше чадо. И всё же стоит искать. Для детей важен ваш пример, так как любопытство и авторитеты здесь совсем не последние вещи. Только пусть это будет искренне, ведь дети всегда точно считывают когда взрослые "играют роль". Впрочем, если вы не читаете можно начать прямо сейчас. Только читайте хорошие книги, в начале может быть тяжело и даже скучно, но потом вы поймёте всю прелесть построения миров, с которыми не сравнится ни один голливудский фильм. Читайте книжки, ведь это куда увлекательнее, чем может показаться.

Сокращённая версия этой заметки и не только она на канале Дзен.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение

Verification: 30698c9c49aa8bd0