Введение
Написав отзыв о посещении спектакля «Антигона» в декабре 2022 я отложила оный в стол, вернее в облако – до лучших времён. Хотелось, чтобы люди прочитали, то есть чтобы была причина у массовой аудитории его читать. Либеральная повестка в культурной сфере тогда всё ещё довлела над патриотической, а происходящее на фронте затмевало всё остальное. Сегодня ситуация немного изменилась, пророссийские общественники борются с потенциальными иноагентами за площадки, очищение культурного пространства довольно вяло, но всё же идёт, в том числе и на государственном уровне. В частности, начата реформа театральной премии «Золотая маска».
Золотая маска
Долгое время «Маска» ассоциировалась у непосвящённых с достижениями в области театра, у посвящённых же с либеральной "тусовкой", полностью владевшей премией и выдававшей оную за спектакли русофобского, антигосударственного, антипатриотического, антирелигиозного толка и т.п. Мягкого говоря, это не приводило к развитию театра в России. Московские «модные» режиссёры задавали направление, а региональные спектакли подхватывали новые тенденции. Так всё меньше творцов хотели ставить спектакли классической школы, заменяя их постмодернистскими, вульгарными постановками не имеющими ровно никакого отношения к культуре.
Тогда, в декабре я приняла решение, прекратить посещение «Воронежского Камерного театра», по причине содержания спектакля, не совместимого не только с идущей СВО, но и вообще хоть с каким-то вменяемым отношением к своей стране. Поэтому, несмотря на то, что это самый сильный театр в Воронеже, наша с ним многолетняя дружба закончилась. Вернуться же к этому отзыву меня побудили последние события.
О письмах
Дело в том, что Михаил Бычков — бессменный режиссёр Камерного и по совместительству организатор Платоновского фестиваля начал писать открытые письма. Первое в начале августа 2023, но так как пресса и государство не заметили «крика души» либерального «правдоискателя», то примерно неделю назад назад последовало второе. В них Бычков заявляет о недопустимости реформы «Золотой маски». Именно поэтому я решила доработать и опубликовать отзыв на «Антигону», написанный в вечер посещения постановки. Надо же показать людям что за идеи транслируют наши либералы.
Антигона
На “Антигону” я хотела попасть давно, но всё как-то не получалось, то не было компании, то времени, то возможности. Сегодня (декабрь 2022) вечером это наконец-то случилось. Честное слово, теперь мне кажется, что все те несовпадения были неслучайными, как будто что-то хотело оградить меня от этого просмотра.
Стоит сразу отметить, что спектакль поставлен не по оригинальной пьесе Софокла. Основой стало произведение Жана Ануя, написанное в 1942 году. Поэтому, если быть честной, Бычков не совершил того, что делает Богомолов или Додин — взять произведение и извратить его на свой манер, где бац... и Офелия выбрасывает трусы из-под сцены. Нет, большинство того, что проговаривается во время спектакля соответствует произведению Ануя, хотя дополнения решающего толка тоже очевидны.
Впрочем, сохранен ли авторский текст или спектакль является полностью измышлениями режиссёра-постановщика, с учётом его смысла — не так уж важно сегодня, когда всего за несколько сот километров от Воронежа идут серьёзнейшие боевые действия, а над городом каждый день шумят реактивные двигатели военных самолётов. При таких обстоятельствах играть подобную постановку это преступление против российского народа!
Хотя и вне Специальной Военной Операции «Антигона» Камерного это спектакль, поставленный с единственной целью — оскорбить российскую государственность.
Параллели в голове появляются немедленно так что по возвращению домой было устойчивое желание помыться, ибо этот спектакль сродни чего-то грязного, в чём не хотелось бы выпачкаться. А уж когда Креонт произносит — “ Я Гарант”(та фраза, которой скорее всего не было в тексте Ануя), то тут и вовсе рука невольно ищет тухлые яйца и гнилые помидоры. Почему их отменили?
Из актёров хоть сколько-нибудь убедительно играют лишь некоторые.
- Креонт, роль которого исполняет Камиль Тукаев.
- Исмена — Яна Кузина.
- Стражник — Андрей Новиков.
- Хор — Василий Шумский.
Что же касается самой Антигоны, то в неё яйца хочется кинуть не за оскорбление президента, а за отсутствие способностей. Вернее закидать, совсем. Причём описать сие явление можно только так, ибо любых определений высокого слога будет недостаточно.
Станиславский бы охрип от коронных: “Не верю!”, увидь он подобную игру на сцене. Актриса неорганична, произносит фразы как с листка, поэтому ассоциировать её с Антигоной, любого авторства, невозможно. Когда Креонт произнёс: “Мне придётся тебя казнить”, то я чуть-чуть сдержалась, чтоб не крикнуть: “Пожалуйста, быстрее!”. В отношении убедительности актёрской игры немного расслабиться можно только когда на сцене находятся Тукаев и Новиков.
Все диалоги о том, как главная героиня собирается сделать то, что должна, не хочет сытой жизни и прочее, выглядят так же, как митинги провального, где “хомячки” в большинстве своём даже объяснить не могут чего они конкретно хотят и что не устраивает. Так же эта Антигона не способна объяснить зачем делает то, что делает — объяснение одно — надо, ибо так правильно. Никакие, вполне разумные, доводы её не трогают, от чего у взрослого человека её действия абсолютно не вызывают сопереживания, скорее наоборот начинаешь сочувствовать Креонту.
Может, вопрос в том, что Тукаев играет свои монологи, в то время как актриса исполняющая Антигону не проживает человека, сознательно идущего на смерть. Нет, у неё всё нормально и это моментально считывается, увы. Говорить о каком-то внутреннем диалоге артиста бессмысленно. Бесконечно кислая физиономия, как единственный приём актёрской игры, создаёт у зрителя только скуку и неприятие.
Я надеюсь, что кто-нибудь из компетентных органов заметит этот спектакль и заставит его отменить, хотя это маловероятно. Перед походом в театр я прочитала несколько статей про Жана Ануя и о его театральной деятельности. В попавшихся мне материалах о нём говорили как о человеке, который не погружался дальше театра, обвиняли в некотором инфантилизме.
А инфантил это тот же самый “Малолетний дебил” Пучкова, который как известно — “не возраст гражданина, а состояние его ума”. Так что некоторые остаются в указанной стадии развития до самой старости. При этом человек может быть вполне образован, даже начитан, почему при этом психоэмоционально он не взрослеет и все его оценки сродни пятнадцатилетнему подростку — наукой не выяснено.
Именно этот спектакль отмечен премией Золотая маска за лучшую мужскую роль (да, есть другие, но они танцевальные). А уж как распределялась "Маска", впрочем не только она, и так известно. Что же касается противоположной позиции, то как яркий пример можно привести московский книжный фестиваль “non\fiction” 2022, где хотели вычеркнуть из списка участников Анну Ревякину, Игоря Караулова и Ольгу Старушко , которые имеют достойную позицию, поддерживая свою страну. Только поднявшаяся шумиха в прессе помогла избежать этого вытеснения.
Я была довольна тем, что не всем понравился спектакль. Кто-то отмечал: “плохо что перенесли на современный лад” — по факту не переносили, это сделал Ануй. Я думаю, многие не поняли про Ануя и ориентировались на оригинальную древнегреческую трагедию. Кто-то старался побыстрее уйти из зала, буркнув что-то вроде: “занудство”. Большинство конечно, стояло и аплодировало, я после увиденного не встала и не удостоила артистов овациями, ибо не за что.
Что касается остаточных впечатлений от увиденного, то самым ярким стал вопрос Хора к зрителю в начале — “Ведь мы же не умрём сегодня?” Тут я хмыкнула, причём громче, чем задумывалось. Кто же это может знать, граждане либералы?
Эпилог
В целом, либеральная идея, наверное, должна быть, но выражаться она может по-разному. Можно указывать на действительно имеющиеся проблемы в государстве, способствуя становлению нашей страны всё более сильной и конкурентоспособной. Можно же, как это делают сегодняшние либералы поддерживать позицию государства-врага (речь о США) и выливать тонны грязи на Родину, где зарабатываешь деньги, популярность, любовь зрителей.
В начале своего существования, в старом здании, постановки Камерного может и не заботились о благополучии России, но хотя бы не выказывали откровенной ненависти к ней. Сейчас же неприятно даже подходить к этому, безусловно, красивому зданию. Конечно, большинство людей понятия не имеют о письмах Бычкова, сути «Маски», а возможно и не видят истинного содержания «Антигоны», поэтому залы полны.
Но есть и другие, например моя хорошая знакомая, которая рассказывала как во время учёбы постоянно бегала с сокурсницами в старый Камерный, а сейчас прекратила ходить по той же причине, что и я. Поэтому Бычков и ему подобные должны понимать, что день ото дня нас, понявших суть их творений и не принимающих её будет всё больше. Да, в среднесрочной перспективе, но залы будут пустеть, денег и славы будет всё меньше, а презрения всё больше. Победа будет за нами!
В отзыве использованы скриншоты общедоступных материалов с официального сайта Воронежского камерного театра.
Оставить комментарий