Полтора месяца прошло со дня посещения спектакля и я уже смирилась и даже забыла, но тут возникла необходимость написания негативного отзыва. Поняв, что не вляпывалась в истории, серьёзнее невкусных продуктов, плохой краски для волос и т.п. я решила, что посещение этого спектакля, однозначно, самый яркий негативный опыт последнего времени, поэтому и пишу о нём.
О билете и театрах
Мой папа работает в Воронежском медицинском университете, на праздник восьмого марта их коллектив подарил женщинам билеты в театр, для похода туда всей кафердрой. А он по театрам ходить не любит. Предполагалось, что пойти он должен один, без мамы и, к тому же я рассказала, что театр очень современный, труппа молодая, и так как я увлекаюсь театром, то билет достался мне...
На сегодняшний день, в Воронеже, существует довольно много театров, а так же площадки для приёма гастрольных спектаклей. Оперный я в расчёт, сегодня, не беру — другая история. Из театров драматических, пальму первенства держит Драматический театр им Кольцова. Сейчас он находится в отреставрированном здании на проспекте Революции д.55. И сходить туда стоит...хотя бы посмотреть интерьер.
Безусловно, моё мнение, скорее всего, вызвало бы гнев многих театралов, если бы они прочитали эту статью. Нет, там работают уважаемые актёры, Будь то Елена Ивановна Гладышева или, так нелепо ушедший год назад, Потанин Валерий Викторович, которых помимо актёрской деятельности я помню, как учителей культуры речи и актёрского мастерства, создававших на уроках некую магию, позволявшую мне немного отдохнуть от того, что происходило в серпентарии, называемом "Лицей" в остальное время. Да и вообще, статус всё-таки. Но когда я, где-то полтора года назад, побывала на " Месяц в деревне", то желание уснуть, которое владело мной весь спектакль даже передать сложно. Впрочем, половина зала ушедшая после первого акта описывает ситуацию куда ярче.
Лично мне, действительно нравится Камерный театр. Там, единственный не полюбившийся спектакль — это Доходное место, в остальном же "Трамвай желание", "Игроки", "Метод Грёнхольма", "Дядя Ваня", "Кабала святош", невероятная "Гроза" и др прекрасны. В театре проходят творческие вечера, лекции, моноспектакли, выставки. Он выглядит современно. Стоит отметить, что билеты раскупаются полностью, в любое время года, включая входные, по которым сидят на ступеньках.
Также есть театр юного зрителя, кукольный театр "Шут", театр "Кот". А Никитинский театр открылся не так давно в здании, где когда-то ютился камерный. Я знала о его направленности, но мне хотелось туда сходить хотя бы потому, что на афишах у них долгое время висел "Макбет".
По театральному поверью, в театре, за кулисами, нельзя произносить название знаменитой пьесы Шекспира, так как от этого театр может прогореть. Впрочем, это не мистика и легенда объясняется популярностью данной пьесы. Что называется — кто её только не ставит. Поэтому, если у театра есть цель привлечь зрителей, то ставят Макбета. И знающий это может понять, что дела у театра идут не слишком хорошо.
Кафка и 8 марта
Итак, когда папа предложил мне свой билет, то я согласилась. Первым делом осведомилась о спектакле в интернет. "К. Рассказы" — это спектакль по рассказам Франца Кафки. И тут первая странность. Премьера спектакля 6 марта. Сразу появилась мысль, что театр откровенно ловит хайп. Почему? Да потому, что перед женским днём придут люди, в надежде на праздничное настроение, в то время как менее подходящего писателя для данной цели трудно подобрать.
Я познакомилась с рассказами Кафки лет 5-6 тому назад. И не могу сказать, что они мне не понравились. Я вообще люблю всё депрессивное, волшебное и страшное. И лучше, чтобы вместе. Кафка, человек творчество которого мы вообще узнали лишь потому, что его друг не сжег творчество Франца, как тот просил. Тяжёлые отношения с деспотичным отцом привели писателя к раннему, трагическому финалу. Его творчество пропитано проблемами человека и общества. И для меня Кафка — это тот самый "человек с молоточком", Чехова, который всегда напомнит вам, что есть беды и горести. Нужно ли его читать в мире потребления и материальных ценностей? Обязательно. Ведь наука сопереживать и думать никому не будет лишней. Но, ближе к 8 марта хочется чего-то нежного, красивого, вдохновляющего, к тому же это не плановый спектакль, который идёт давно, а премьера, что наводит на мысли о хайпе.
Сам спектакль
Спектакль построен, как отыгрываемые сценки по тем или иным рассказам, а между собой их связывают зачитываемое письмо Кафки к отцу. Идея понятна. Образы могут быть провокационными, но тоже вполне ясны. А вот в плане эмоций я не получила от спектакля ровно никакого удовольствия.
- Труппа
- Зал
- Действие
Есть простое понимание профессионализма актеров, для которого не надо быть маститым критиком. Это понимание интуитивное — верю или не верю. Если я верю в то что произносит артист, я погружаюсь в спектакль и режиссерский замысел, в результате просмотренного в голове выстраивается картинка и я получаю эмоции от спектакля. Когда же артисту не веришь, то ты не способен погрузиться в действо — ты смотришь на кривляющегося человека и испытываешь скуку, смех и неловкость, от того, что видишь. Труппе Никитинского я не поверила. Тут отмечу, что полноценно поставлен актёрский голос только у одной девушки. Для сравнения в Камерном некоторые артисты не совсем попадают и то это видно, хотя их уровень много больше актёров Никитинского. Но, в большинстве случаев, в Камерном, я не только верю, но даже забываю, что передо мной артист, потому что на сцене присутствует лишь персонаж.
Отдельной заметки заслуживает зал с плохой вентиляцией и отвратительными креслами, на которых при внешней мягкости физически больно сидеть. И когда, в конце спектакля, на сцене начинают жарить мясо на гриле, то зрителю становится откровенно душно, хотя возможно это тоже образ — тогда это единственное стопроцентное попадание, которое не вызывает сомнений, если же нет, то вентиляцию нужно менять.
Сюда же отнесу предупреждение перед спектаклем, так как считаю, что всё говорящееся непосредственно перед началом действия, серьёзно влияет на атмосферу. Во всех театрах, кинотеатрах девушка с приятным голосом просит нас выключить телефоны. Но Никитинский пошёл дальше. Нам фактически, хамят в этом предупреждении, кстати в отзывах Гугл это отметила ещё пара человек, кроме меня. Звучит это предупреждение вначале как обычно, но потом имеет продолжение. Тут нам сообщают, что если вы думаете, что это обращение не к вам, то оно к вам, а потом ещё добавляют, что наши лица, освещённые мобильниками выглядят непривлекательно. Мне остаётся только повторить свою фразу из отзывов: "Если люди на спектакле смотрят в телефоны, то это означает, что артисты не способны увлечь зрителя действом". И такой подход к формальному напоминанию о выключении телефонов может только оттолкнуть людей, не более.
Прочитав о спектакле, я думала, что он должен подарить какие-то депрессивные эмоции. Знаете, когда смотришь фильм Голова-ластик, режиссёра Дэвида Линча, то, несмотря на кучу психоделических глюков, странных сцен, все образы делают своё дело. Любой, кто просмотрит фильм с желанием его понять, может не разберёт каждый конкретный посыл, но в целом все сходятся во мнении о сновидениях, присутствующих в ленте, о страхе героя стать отцом и представлении ребёнка неким чудовищем и т.д. Странные образы и события, тем не менее, сливаются в одну цепочку, одна сцена вытекает из другой и череда видений создаёт общую картину.
В спектакле "К.Рассказы" этого нет, рассказы и кусочки письма не дополняют друг друга, они разрознены. Хочется анфилады, а получается подъезд. В данном случае странная лента Линча является отличным примером, как из обрывистого материала получается цельная картина, выдающая нужную эмоцию, в то время как "К. Рассказы" замахивается на нечто подобное, но спектакль разваливается на куски, а зритель получает к концу только эмоцию усталости от наблюдения за происходящим.
Я читала и хвалебные отзывы на спектакль, вот только сложилось впечатление, что критик писал о том, что, по задумке режиссёра, должно было быть, в то время как получилось совсем другое.
В итоге
Это трудное к просмотру зрелище даёт понять лишь малую квалификацию артистов и неспособность режиссёра сделать образную выразительность такой, чтобы зритель мог прочувствовать и прожить происходящее на сцене.
Если взять сложные к пониманию фильмы, то я с интересом смотрела "Меланхолию" Ларса фон Триера, с ужасом, но невозможностью оторваться от экрана его же "Антихрист". А последний — "Дом, который построил Джек" — это лента, где множество образных отсылок подогнаны друг под друга как часовой механизм, идеально работающий в целом.
Несмотря на всю специфичность я очень люблю "Кожа, в которой я живу" Педро Альмадовара, как и "Малхоланд драйв" того же Линча. Эти мастера, работы которых не рассчитаны на массового зрителя, часто пользуются сложными, провокационными и даже абсурдными средствами выразительности, но те, кто смотрят их работы сознательно, видят наполненную образами единую картину, сопереживают героям или ненавидят их, видимо поэтому перечисленные режиссёры, несмотря на неоднозначность своих творений, являются известными и признанными мастерами в своём деле.
И, я уверена, что люди склонные к посещению артхаусных театральных постановок, без труда найдут примеры аналогичные тем, что я привела из мира кино. Ведь, без сомнения, существуют опытные режиссёры, способные создать прекрасные, эмоциональные спектакли альтернативного жанра.
Неуместная же, к празднику 8 марта, премьера Никитинского театра "К. Рассказы" не вызывает ни меланхолии, ни сопереживания героям и писателю, а только ощущения фальши и тоски, от происходящего на сцене. Увидев этот спектакль, я, исключительно как рядовой зритель, не рекомендую его к посещению. Труппе же Никитинского театра желаю набраться опыта и ставить спектакли, игрой в которых они могут заставить зрителя верить им. Ну и конечно же творческих успехов и долгой артистической жизни.
Оставить комментарий